Русские народные игры... Их такое великое множество, что описать все невозможно. С мячом и шарами, с палками и верёвочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, домашние и хороводные, зимние и летние, причём не только детские, но и те, которые увлекают и привлекают взрослых. Перечислять можно долго, и в этом перечислении каждый найдёт игры, связанные с детством. Кто-то назовет чехарду или лапту, кто-то – горелки, “Волк и гуси”, “Казаки-разбойники”, городки и жмурки.
Не случайно варианты и аналоги русских народных игр встречаются у десятков народов, во многих странах, ибо суть их одна – развлекая, учить. И не случайно игры существовали уже на заре человечества: достаточно вспомнить хотя бы Олимпийские игры. Дети, подражая взрослым, учатся жизни, а взрослые, играя, совершенствуются. Значит нужна игра! Не только детям: ведь существуют чисто женские и чисто мужские игры и забавы.
Гуляния и игры были настоящим праздником для трудолюбивого народа, поэтому праздники существовали во всех уголках России. Не исключение и Щелыково, где наиболее любимый праздник – Ярилин день. Народные гуляния проходили на Берендеевой поляне, на которой, по легенде, растаяла Снегурочка. Ярило – олицетворение летнего расцвета природы, буйного роста, обновления. Не случайно кое-где именно к этому дню бывало приурочено так называемое “смотрение невест”: девушки сходятся в зелёной роще, а парни приходят высматривать себе пару по сердцу.
Любимая игра на “смотрении” - горелки. Юноши и молодицы становятся попарно в длинный ряд; один из парней, которому не досталось пары, выкликает:
- Горю! Горю!
- Чего ты горишь? – спрашивает его кто-нибудь из девушек.- Красной девицы хочу!- Какой?- Тебя молодой!
После этого первая пара бросается по кругу в разные сторон, а “горевший” пытается поймать девушку раньше, чем она успеет сбежаться со своим парнем. Если “горевшему” это удаётся, то он становится с ней в пару, а оставшийся одиноким “горит” вместо него; если не удаётся, он продолжает бегать за другими парами, пока не достигнет успеха.
Другие распространённые игры “кружево” и “пирожок”. Они тоже пользовались успехом у молодых людей, потому что они подвижные и живые.
"Кружево" – это игра, предназначенная и для парней, и для девушек. Один парень представляет ткача, а одна девушка – челнок. Прочие становятся поочерёдно в один ряд или в кружок и, взявшись за руки, приподнимают их так, что каждая пара составляет свод, под которым должен пробежать челнок. Челнок должен вбегать под один свод, а выбегать через следующий. Ткач преследует челнока в том же порядке. В страхе и в жару преследования челнок и ткач скоро сбиваются. Тогда свод опускается и удерживает того, кто ошибся. Если ошибся ткач, то парень того свода занимает его место, если ошибся челнок, то его место занимает девушка. Если ошиблись оба, то их заменяет пара, составляющая свод.
Забавой для всех возрастов является игра "пирожок". Все участники игры становятся в один ряд. Первый человек в ряду становится булочником, остальные - печкой, а последний игрок в ряду – пирожком. Водящий является покупателем, он подходит к булочнику и спрашивает:
- Где мой пирожок?
- За печкой лежит! - отвечает булочник.
Покупатель догоняет пирожка, а он, убегая, кричит:
- И бежит, и бежит!
Пирожок должен добежать до булочника до того, как его поймает покупатель. Если пирожок успевает сделать это, то он становится булочником, и игра начинается снова. Но если покупателю повезло, и пирожок пойман, то он становится покупателем, а покупатель - булочником. Эта игра очень весёлая и динамичная, так как постоянно слышатся слова: “Где мой пирожок”, “За печкой лежит”, “И бежит! И бежит!”.
Гуляния сопровождались играми, плясками, а также хороводами. Плавность, слаженность, коллективное пение, веселье, повод для знакомства и признания в любви - всё это сделало хороводы любимой забавой и девушек, и парней. Каждая песня несёт в себе глубокий семейно-бытовой смысл - даже те, в которых рекомендуется непослушных жён воспитывать плёточкой. Дух хороводных песен - семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков, в которых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках.
Хороводы составляли веселье одних молодых девушек, которые, собираясь на лугу в праздничные дни, вели круговые песни и танцевали. Хороводы слились с русской жизнью. Нет деревни, где не совершались они, - не является исключением и Щелыково.