Главная страница Произведения Родственники А.Н.Островского
На правой стороне
улицы Свердлова сохранились остатки
Благовещенской церкви, а не доходя до нее,
некогда стоял дом священника этой церкви
Федора Ивановича Островского (1770 —1842).
Окончив в 1790 г. Костромскую духовную
семинарию, он после женитьбы заступил на место
тестя в церкви Благовещения. Федор Иванович
был не только рачительным иереем, но и
широко образованным человеком. Еще учащимся он проявил
себя красноречивым оратором (в семинарской
библиотеке долго хранилась
тетрадь его проповедей), всю жизнь собирал
книги. В 1810
г. у протопопа умерла жена, оставив его с
шестью детьми (младшей дочери — год).
Вдовец вел строгую и безупречную жизнь,
заслужив уважение костромичей, не раз
выбиравших его третейским судьей при
разборе различных споров. Лишь в 1835 году
Островский переехал в Москву, где жили
старшие дети, и постригся в монахи в Донском
монастыре, приняв на себя обет молчания.
Александр Николаевич хорошо знал своего
деда и, по-видимому, в детстве не раз гостил
у него в Костроме. После Федора Ивановича
костромским домом владел отец драматурга. В
1847 г. этот дом сгорел и не восстанавливался.
Что же касается церкви,
то древнее предание повествует, что в 1380 г.
костромская рать, собираясь на Куликовскую
битву, взяла с собой, по тогдашнему обычаю,
икону святителя Николая. Вернувшись из
похода, воины воздвигли для хранения иконы
деревянный храм Николы Ратного “на луже”.
После пожара 1773 г., уничтожившего обе
расположенные на улице церкви — и
Благовещения, и Никольскую, восстановили
только последнюю, но под именем
Благовещенской, поскольку Никольских и без
того было несколько в Костроме. А каменный
храм с колокольней был сооружен в 1804 г.
архитектором-самоучкой А. В. Красильниковым.
На улице Чайковского находились
летний ресторан (рядом с ним был фонтан, в
бассейне которого плавали стерляди) и
эстрада. В 1878 году А.Н.Островский закончил
драму “Бесприданница”, где под именем
губернского города Бряхимова изображена
Кострома. Место первого действия — “городской
бульвар на высоком берегу Волги, с
площадкой перед кофейной. Направо — вход в кофейную, налево —
деревья, в глубине низкая чугунная решетка,
за ней — вид на Волгу, на большое
пространство: леса, села и проч. На площадке
— столы и стулья”.
На центральной площади города
Кострома находилась известная в свое время
гостиница "Лондон". Это название часто
обыгрывалось местными шутниками. А.Н.Островский
в пьесе "Бесприданница" переделал "Лондон"
в "Париж". Молодой и богатый купец
Вожеватов предлагает впервые попавшему в
волжский город актеру Робинзону:
Вожеватов (тихо). Хочешь
ехать в Париж?
Робинзон. Как в Париж? Когда?
Вожеватов. Сегодня вечером...
Как же такому артисту да в Париже не
побывать. После Парижа тебе какая цена-то
будет!
Робинзон. Руку!
Вожеватов. Едешь?
Робинзон. Еду!
Позднее Робинзон напоминает: "Так ты в
Париж обещал со мной ехать" - и огорчается,
что не знает французского языка.
Вожеватов. Да и не надо совсем, и
никто там не говорит по-французски.
Робинзон. Столица Франции...
Вожеватов. Да какая там столица!
Что ты, в уме ли? О каком Париже ты думаешь?
Трактир у нас на площади есть "Париж",
вот я куда хотел с тобой ехать.
На правой относительно Волги стороне улицы
Чайковского рядом с рестораном была устроена деревянная эстрада, позади же ее находилась вымощенная булыжником соборная площадь, причем собор представлял из себя целый комплекс построек. От бульвара его отделяла оштукатуренная кирпичная стенка, расписанная сценами из “Священного писания”. Именно о ней толкуют обыватели из драмы А.Н.Островского “Гроза” (1859):1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было И теперь еще местами означает.
2-й Ну да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все в пусте оставлено, развалилось, заросло. После пожару так и не поправляли.
1-й. Что же теперь, братец ты мой, тут нарисовано было: довольно затруднительно это понимать.
2-й Это геенна огненная.
Перед этой “геенной” напуганная
грозой и словами внезапно появившейся
полубезумной барыни и кается публично
Катерина в измене мужу.
В 1853 г. купец Иван Савелович
Михин, перебравшись в Кострому, основал здесь бумагопрядильную фабрику (ныне фабрика “Знамя труда”). Вскоре Михин прославился как нещадный эксплуататор рабочих и жадный и грубый самодур. В архиве хранилось множество дел о задержке либо отказе фабриканта от уплаты денег за работу, взятые товары и т. д., доходивших до самого губернатора, — видимо, именно он стал для А.Н.Островского прообразом Савела Дикого в драме “Гроза”. Зато каждому из своих 11 детей Михин, начинавший в бедности, умирая, оставил по миллиону. Дома же принадлежали Михиным до 1917 г.Квартал по левой стороне улицы Пятницкой оказался в
эпицентре опустошительного костромского пожара 19 мая 1887 года, поэтому его застройка поздняя. А до пожара на месте дома № 19 стоял дом Красильниковых. Еще в 1790 году в окладной книге Костромы числился купец В.В.Красильников, торговавший “суровским товаром” и владевший деревянным домом на Пятницкой улице в 14-м квартале. Он имел 16-летнего сына Александра, который в начале 1800-х годов сломал старый дом и вместо него возвел одноэтажный каменный “с подъемным жильем и мизинетом”.В одном из домов, стоявших над оврагом, А. Н.Островский и поселил Кабаниху с семейством в драме “Гроза” — в овраге и встречались Катерина с Борисом. Кстати, тут есть один нюанс, понятный Островскому и костромичам — его современникам, но забытый потомками. В овраг приходили на свидание женщины легкого поведения, но только те, кто не имел ни кола, ни двора и не мог принять клиента “на дому”, с солдатами близ расположенной конвойной команды и т.д. “Докатиться” до оврага — для костромички это был предел падения. А замужнюю горожанку нельзя было оскорбить страшнее, чем словами, что она была в овраге с мужчиной. Поэтому понятно, что Катерина, назначая Борису свидание именно в овраге, совсем махнула рукой на свою репутацию, уже вовсе не думала о будущем, жила одним мгновением.
Старая Овражная улица, ныне утратившая свой прежний облик, оставила такой след в истории и культуре Костромы, о котором мы не имеем права забывать.
Улица Чайковского — короткая улочка, словно стежок, “стягивает” центр Костромы с берегом
Волги. Одна из красивейших в городе, она появилась на его карте сравнительно недавно, в соответствии с генеральным планом 1784 года. Прежде же по проезжей части улицы проходил ров, по правую сторону которого, если смотреть на Волгу, высились валы и на них деревянные стены костромской крепости-кремля, а по левую — пустырь, местами поросший кустарником. Там же, только ближе к Волге, стоял острог, обнесенный высоким тыном, т. е. стеной из толстых вертикально поставленных и заостренных вверху бревен, утыканных большими гвоздями остриями наружу. Кое-где в стене были прорублены прорези — в них в праздничные дни сердобольные горожане просовывали колодникам доброхотные подаяния — калачи, пироги и т. д.