Дом-музей
А.Н.Островского
Главная страница
Щелыково
А.Н.Островский в
Щелыкове
Сердце
заповедника – дом А. Н. Островского. Это
старинный деревянный дом серого цвета с
белыми колоннами, террасами, по северному
фасаду имеющему антресольный этаж и два
крыльца – парадное и служебное. Он очаровал
Островского с первого же взгляда. 2 мая 1848
года он пишет в своем дневнике, что дом "удивительно
хорош как снаружи оригинальностью
архитектуры, так и внутри удобством
помещения... Дом стоит на высокой горе,
которая справа и слева изрыта такими
восхитительными оврагами, покрытыми
кудрявыми сосенками и липами, что никак не
выдумаешь ничего подобного".
В доме некрашеные
полы чисто вымыты, издают аромат свежего
дерева, на полу дорожки крестьянского
тканья. В передней у правой стены – удобный
рундук, служивший одновременно лавкой, печь
с медными дверками, налево – крутая
лестница на антресоли и узкий коридор,
ведущий в комнаты северной половины
нижнего этажа дома.
Прямо из передней –
широкая двустворчатая дверь в столовую,
самую большую и светлую комнату в доме
,
с тремя окнами на юг и тремя на запад. В ней
по стенам размещалось: при входе налево, по
северной стене, закрывая второй вход из
прихожей, небольшой светлый березовый
буфет; почти в начале восточной стены -
окошечко из столовой в буфетную; рядом, по
правую сторону, стоял столик, а на нем
старинный, еще от Николая Федоровича,
самовар. Середину
столовой занимал большой овальный
раздвижной стол
"сороконожка",
покрытый белой скатертью, мебель в холщовых
чехлах, над столом керосиновая лампа - "молния"
с белым абажуром, справа в простенке между
окнами ломберный стол с медными
подсвечниками, а над ним фоторепродукция с
картины В. Перова "Птицеловы", в гнутой
ореховой рамочке, с дарственной надписью:
"Сердечно уважаемому Александру
Николаевичу Островскому от В. Перова. 1870год."
Слева, около окна в буфетную, на небольшом
круглом столике – старинный медный самовар,
приобретенный еще отцом драматурга, много
комнатных растений в плетеных корзинах-подставках.
Здесь собиралась к обеду большая семья
Островских, гости, друзья писателя. Немало
интересных бесед о литературе,
искусстве, по злободневным общественным
вопросам велось за этим столом, немало
споров и занятных рассказов слышали эти
стены. В предвечерние часы беседы
переносились в гостиную и на примыкающую к
ней южную террасу. Комнаты южной половины
дома расположены анфиладой, что придаёт
некоторую парадность интерьеру.
Гостиная дома-музея
небольшая, но очень уютная, с двумя
изразцовыми печами,
затемненная крышей над
террасой, но очень любимая семьей
Островских. На темном фоне "бархатных"
аквамариновых обоев с черными цветами
эффектно выделяются белые изразцовые печи
вогнутой формы, между ними на стене
старинное зеркало в тяжелой резной раме. В
нем отражается зелень парка, часть
которого видна через стеклянную дверь на
террасу. Мягкая мебель, кресло Марии
Васильевны и ее корзина для рукоделия,
фортепиано, овальный стол, на стенах –
семейные портреты и картины в золоченых
рамах. Марья Васильевна была большой
любительницей пения, охотно исполняла по
просьбам гостей цыганские романсы и
русские народные песни.
С южной стороны
открывался вид на окрестности: за зеленью
парка, виднелся луг, излучина реки Куекши,
на ней мельница, а на противоположном
берегу деревня Васильево. Направо вдали –
колокольня церкви в Бережках.

Среди экспонатов мемориального музея
обращает на себя внимание необычное кресло, спинка и подлокотники которого сделаны из
полосок рессорного железа. Кресло
грубовато на вид, но сидеть в нем
удивительно удобно. Изготовил его
специально для А. Н. Островского местный
кузнец, чтобы не уставала спина от долгого
сидения с удочками над омутом у мельницы.
Там оно всегда и стояло под навесом.
Одним из видов
отдыха являлась также работа в столярной
мастерской, которая размещалась во флигеле.
Делал он небольшие вещицы и для себя, и в
подарок братьям, друзьям - рамки, полочки,
шкатулки. Выпиленные им рамки для
фотографий украшали не только стены
щелыковского кабинета, но и московский
кабинет.
Но какими бы делами ни занимался
драматург на отдыхе в Щелыкове, главным его
занятием оставался литературный труд. И
основное время писатель проводил в
кабинете. 26 августа 1880 года А.Н. Островский
пишет Н. Я. Соловьеву из Щелыкова: "Сижу в
кабинете и работаю с утра до ночи." Позже,
в 1
883
году, пишет он брату Михаилу: "Я отвык от
людей и знаю только кабинет. В Москве
кабинет и в деревне кабинет, которые мне
пригляделись и опротивели донельзя."
Кабинет А.Н. Островского занимает угловую
комнату , выходящую тремя окнами на юг и
двумя на восток. Обстановка здесь стояла
простая: письменный стол, сделанный самим
драматургом, на стенах - фотографии жены,
сестры, любимых актёров в выпиленных им же
из дерева рамках. На одной из этих рамок -
автограф Сергея Александрович,
свидетельствующий о подлинности вещи: "
Эта рамка висела в кабинете моего отца А. Н.
Островского. Она сделана им лично летом, в
восьмидесятых годах в Щелыкове. Сергей
Островский, 13 октября 1913 года ". На
письменном столе - подсвечник на две
свечи с подвижным
зелёным абажуром, письменный прибор,
несколько книг в деревянной подставке,
маленькая рамочка с фотографией отца ,
бумага, копии рукописей и книг, которые в
последнее утро А. Н. Островский держал в
руках. Известно, что драматург в это время
работал над переводом трагедии Шекспира
" Антоний и Клеопатра", а в последний
свой час, просматривал только что
доставленный свежий номер журнала "
Русская мысль." Около письменного стола
удобное кресло и сделанное самим хозяином
кабинета деревянная пепельница - песочница.
Особое внимание привлекает оригинальная
шкатулка - секретер с великолепной
миниатюрой на крышке. Это подарок брата,
Михаила Николаевича, но и очень удобная; под
верхней крышкой - место для бумаг и
письменных принадлежностей, а под первой
крышкой - небольшой письменный столик,
оклеенный зелёным сукном. У стены ломберный
стол: в ненастную погоду играли в карты, а
кроме того, сам Александр Николаевич любил
раскладывать пасьянсы. А. Н. Островский
писал друзьям, что в Щелыкове ему легче
дышится.